Где посмотреть настоящий японский театр?

Konnichiwa! Говорят, японский театр — длительное и нудное зрелище, к тому же, не все знают японский… Но зрелище это все же уникально и интересно по-своему. Всем почитателям несравненного колорита Страны Восходящего Солнца точно захочется посмотреть на театр Японии, такой самобытный и традиционный, но при этом постоянно развивающийся и усложняющийся! Мы расскажем Вам о нескольких видах японского театра, существующих на сегодняшний день.

Японский театр

Японский театр: из глубины веков

Театр в Стране Восходящего Солнца — искусство, пришедшее из действительно давнего прошлого. Первыми начали давать лицедейские представления в религиозных целях еще синтоисты, приверженцы религии, бытовавшей до буддизма в Японии. Самое интересное, что эти «шаманские пляски с бубном» под названием Кагура, довольно незатейливые, сохранились до нашего времени, как театральное искусство! Но основной толчок японский театр получил, когда почти 1500 лет назад в Японию из Китая, Кореи и Индии начал проникать буддизм. Некоторые историки полагают, что прогреческие государства Азии, Индия и Корея также были проводниками для античной драмы, одной из основных «предков» театра в мире…

Японский театр
Фото с сайта kabar.kg

Примерно в 7 веке из культуры соседей Япония позаимствовала искусство пантомимы Гигаку  и танцы Бугаку. Гигаку прожило немногим больше 300 лет, поскольку на его основе выросли куда более интересные и сложные жанры, а вот искусство танца так приглянулось императорскому двору, что просуществовало вплоть до реставрации Мейдзи в 1868 году, когда режим сегуната был свергнут. Казалось бы, старый режим пал, но искусство танца, как составляющая традиционного искусства Японии в тот период даже пережила второй расцвет, и до сих пор представляет собой древние театральные традиции Японии!

В 14 веке в японский театр пришло сразу два направления: драматический театр масок Но и театр Кёгэн. Первый был предназначен для знати, второй относился к развлечениям низших сословий. В начале 17 века, зародился самый известный сегодня в мире японский театр Кабуки. Кроме того, из традиционных театральных развлечений старых времен до наших дней «дожили» такие направления, как Дзёдзури и Ёсэ. О каждом из этих стилей мы постараемся вкратце Вам рассказать далее…

Японский театр
Фото с сайта ru.sputniknews-uz.com

Японский театр: Но + Кёген = Ногаку

Японский театр Но

Маски в культуре Японии имеют не последнюю роль, вот и в 14 веке они стали основой театрального-музыкального искусства с кратким именем Но. За долгие века и до наших дней Но стал серьезной составляющей традиционной культуры Японии. Масок в этом театре всего около 200, каждая из них может выполнять самые разные роли, диктуемые контекстом пьесы. В большинстве своем, маски сделаны с «безразличным выражением лица», хотя есть и яркие, эмоциональные маски, например, демоническая маска Хання. Основное мастерство актеров театра — создавать на масках игрой тени и света при наклоне головы самые разные эмоции, соответствующие зачастую вычурным движениям и характерной музыкальной составляющей. В целом, во всей актерской игре в театре Но, король действия — жест актера…

А в итоге, вкупе с игрой «эмоций» на маске вы получаете чистое представление об эмоциях героев! Театр этот построен на образах и воображении зрителя: несколько шагов по сцене под определенные напевы хора вполне могут оказаться долгими годами странствий, а страстный активный танец — переживаниями в душе героя! Главное действующее лицо каждой пьесы, Сётэ, рассказывает нам под традиционный музыкальный аккомпанемент истории из жизни богов, духов, героев, властителей. Часто рассказываются истории возникновения городов или храмов. Пьесы длятся от 3 до 5 часов, с несколькими антрактами. В них показывают короткие зарисовки в стиле Кёген, родственном театру Но…

Японский театр
Фото с сайта concepture.club

Японский театр Кёгэн

Они и зародились вместе и в жизни театра присутствуют «рука об руку», но различия между театром Но и театром Кёгэн все же велики! Если Но — это нечто возвышенно-драматическое, о великих страстях и чудовищных переживаниях (хотя есть немало пьес и без особо трагического содержания), то театр Кёгэн зачастую сатирический и даже низменный, перемежающийся с тонким юмором и драмой, ближе к простому народу. Как раз здесь прослеживается влияние античного театра, в котором драма и трагизм шли рука об руку с сатирой и юмором…

Маски в театре Кёгэн, кстати, почти такие же, как в Но, да и пьесы часто становятся репризами и вставками в длинные пьесы Но. В отличие от Но, где персонажи — знать или даже боги, главные действующие лица Кёгэна — простые горожане с их мышлением, бытовыми неурядицами и прочими атрибутами. Кстати, и Но, и Кёгэн зародились от старого актерского стиля Саругаку, что в переводе значит «обезьянье искусство». В современном театре Кёген маски зачастую отсутствуют.

Пьесы театра Ногаку (а именно так зовется объединение Но и Кёгэн) можно посмотреть в Токио:

Японский театр Кабуки — развлечение для всех!

Долгое время у простолюдинов не было никакой возможности смотреть театральные представления: даже подмостков никаких не существовало, не говоря уже об отдельном здании театра. Но в начале эры Токугава, в 17 веке, из синтоистских танцевальных традиций вырос демократический театр Кабуки. У его истоков лежит история девушки, которая танцевала в синтоистском храме в Идзумо. Ее звали Идзумо-Но Окуни, она была дочерью кузнеца. Она первой в Японии станцевала для простого народа вне храма, на улицах Киото и в высохшем русле реки.

Ей восхищались как простолюдины, так и высшие чины, в хрониках ее описывали прекраснейшей девушкой, а манеру танца называли величественной. Постепенно Окуни стала добавлять в свой репертуар другие религиозные танцы, перемежая их со светскими и романтическими, а выступала под сопровождение флейты, барабанов и прочих традиционных инструментов, позаимствованных в театре Но. Кроме того, она совместила с танцем и музыкой стихи и народные баллады, и в итоге все действо вылилось в театр Кабуки, что переводится как «мастерство пения и танца»…

Японский театр
Фото с сайта www.jtheatre.info

Однако Кабуки ждали и неприятности. Когда Окуни со своей труппой приехала в Эдо, из-за красоты и грации танцовщиц, самураи, которых те увеселяли, влюблялись в них без памяти, что разумеется, повлекло и реакцию властей: они «прикрыли лавочку», запретив выступления театра Кабуки в Эдо. Поскольку искусство распространялось, вскоре проблема «тлетворного влияния» возникла повсеместно в крупных городах. Тогда власти переместили Кабуки подальше от глаз чиновников, на городские окраины…

Но и это не уменьшило популярности театра, на представлениях всегда был аншлаг, а в 1628 году возникли серьезные беспорядки, сорвавшие выступление. В итоге, 1629 году был издан указ, запрещающий женщинам вообще участвовать в представлениях. Так в Кабуки появилась традиция оннагата, когда мужчина играет все роли: и женские и мужские. Именно таким театр Кабуки дошел до конца 19 века, когда все подобные запреты были сняты, но женщины уже не могли догнать мужчин в актерском мастерстве…

Японский театр
Фото с сайта sushiwok.ru

Посетить театр Кабуки в Токио можно по этому адресу:

Японский театр: куклы для взрослых

Японский театр Дзёрури

Первыми показывать кукольные спектакли начали куцугуси, охотники, которым нечего было делать в свободное время. Вот они и мастерили кукол, а заодно устраивали простенькие представления, себе же на потеху… Позже подобным искусством заинтересовались буддисты. Они начали рассказывать истории своих обителей и притчи, ходя по городам с маленькой сценой прямо на груди, закрепленной на шее! Потом добавили музыку, сёккэ, буддистские притчи в музыкальном переложении, и все это искусство стало носить название кугуцу. Кстати, частенько куртизанки развлекали своих господ с помощью кукольных представлений в то время.

Это искусство веками дополнялось различными элементами, как кото (смычковый инструмент, похожий на скрипку) или сямисэн (традиционный струнный инструмент в Японии). Сменялись темы для повествований, и вот однажды, потомок и ученик больших мастеров кукольного дела объединил популярную музыкальную пьесу с кукольным представлением. Дзёрури — имя девушки главного героя, популярного в те годы персонажа Минамото Ёсицунэ. По ее имени и был назван кукольный театр, который с годами становился в Японии только популярней…

Японский театр
Фото с сайта ptj.spb.ru

Японский театр Бунраку

Бунраку — самый известный и крупный кукольный театр Японии. Вырос он, конечно, из кукольных представлений Дзёрури, но получил в свое время статус государственного театра. Именно Бунраку сегодня представляет японский кукольный театр. По традиции, сложившейся еще в середине 17 века, куклу, ростом в половину или треть человеческого, ведут три человека. Самый опытный отвечает за голову, двое других — за руки и ноги. Сами актеры-кукловоды обычно задрапированы черной тканью с головой. Это реально работает: через несколько минут спектакля зритель вообще перестает замечать кукловодов! Впрочем, особо известные актеры могли все же показывать свое лицо во время выступлений.

Озвучивает кукол один человек — гидаю. Повествует он от лица всех кукол, изменяя голос от низкого до фальцета, в сопровождении традиционных музыкальных инструментов. Первое здание национального цирка Бунраку было построено в 1872 году в Осаке. А в 1956 было построено новое, по более современным технологиям и с максимальным учетом потребностей артистов. Японский театр Бунраку гастролирует по всему миру с 1962 года.

Национальный театр Бунраку Вы найдете в Осаке:

Японский театр Ёсэ

Разумеется, юмор не мог обойти стороной театр Японии, поэтому и был создан театр Ёсэ. Это камерный театр с комедийными представлениями, в основном, представленные жанром ракуго — рассказами со смешной концовкой, собранными из анекдотов по всей стране. Тематика ничем не ограничивалась, поэтому в этих анекдотах можно услышать забавные ситуации из политики, истории, быта, правда, старых времен. Именно поэтому современные ракугока, исполнитель жанра ракуго, часто пишут собственные сатирические рассказы…

Японский театр
Фото с сайта viewout.ru

Кроме ракуго были и другие популярные жанры Ёсэ, например, мандзай, диалоги с юмором, берущие начало из представлений по случаю нового года. Этот вид юмора был самым популярным в театре Ёсэ, после того, как с 1930-х годов артисты стали одеваться на европейский манер. А с развитием телевидения он прочно закрепился в различных шоу, включив в себя множество различных элементов из других областей юмора. Кроме того, в театре Ёсэ традиционно дают представления артисты жанров кодан (художественное чтение) и нанивабуси (особый способ рассказывать баллады). В перерывах между основными выступлениями всегда показывают фокусы или искусство вырезания из бумаги силуэтов.

Посмотреть спектакли театра Ёсэ (и других направлений японского театра) можно в Токио, в Национальном Японском Театре:

P.S.

Сегодня Япония активно впитывает и перерабатывает мировую культуру, смешивая ее со своим национальным колоритом. И японский театр в этом деле — не исключение. Хотя, конечно, в нем есть стили, которые максимально повторяют изначальное видение своих создателей, но все же влияния мировой культуры на не так еще давно закрытую Японию очевидно. Интересно будет посмотреть, что получится из этого через несколько десятков лет, а пока будем наслаждаться тем, что есть!